Игры с Pop it для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
1.«Соотнеси цвет с картинкой».
Цель: закрепление основных цветов;
Оборудование: пластина «Поп-Ит», картинки с предметами основных цветов
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку картинки определенных цветов. Задает вопрос: "Какой цвет у помидора, тучки, травки и т.д. Ребенок должен посмотреть на картинку и нажать на Pop it пальчиком на нужный цвет.
2. «Нажми только зелёные кнопочки».
Цель: закрепление основных цветов;
Оборудование: пластина «Поп-Ит», картинки с предметами основных цветов
Воспитатель называет ребенку цвет, сначала ребенок нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку нужного цвета.
В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).
3. «Отгадай заданный цвет» для детей 3-4 лет.
Цель: закрепление умения называть основные цвета;
Оборудование: пластина «Поп-Ит» (по количеству игроков);
Ход игры. Воспитатель раздает детям пластины Поп - Ит по количеству игроков и называет 2 цвета. Например: между красным и желтым и т.д. Ребенок должен нажать на все ячейки -цвета, которые находятся между красным и желтым.
Игры с Pop it для формирования математических представлений
1.Дидактическая игра "Изучаем геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник" для детей 3-4 лет.
Цель: развитие умения называть геометрические фигуры.
Оборудование: пластина «Поп - Ит» (по количеству игроков); карточки с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, квадрат);
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображенными на них геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети выбирают по одной. Затем воспитатель предлагает детям нажать на «пузырьки» на пластине "Поп-Ит", так же как нарисовано на карточке. Выигрывает тот, кто правильно нажмет на сферы и получит такую же фигуру как на образце (варианты выполнения задания могут быть разными).
2.Дидактическая игра «Я умею считать» для детей 4-6 лет.
Цель: закрепление счета от 1 до 6.
Оборудование: 2 пластины «Поп -Ит»; игровой кубик (с точками для детей помладше);
игровой кубик с числами (для детей постарше и кто знает числа).
Ход игры. Для игры потребуются 2 участника. Дети садятся напротив друг друга, по очереди подбрасывают кубик и нажимают столько ячеек, сколько точек (или какое число) выпало на кубике. Выигрывает тот, кто правильно нажмет ячейки.
3. Дидактическая игра «Реши пример» для детей 5-6 лет.
Цель: упражнять в счете в пределах 6.
Оборудование: пластина «Поп -Ит» (по количеству игроков); карточки с примерами.
Ход игры
Вариант 1. Воспитатель раздает пластины «Поп -Ит»и карточки с примерами по количеству игроков, затем просит решить пример. Ответы дети нажимают на пластине «Поп - Ит.»
Вариант 2. Воспитатель раздает пластины «Поп -Ит» и карточки с примерами по количеству игроков, и просит решить пример. Дети находят нужный цвет на пластине, и ответы нажимают на пластине «Поп - Ит.»
4. Игра на развитие ориентировки в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».
Игра проводится по принципу графического диктанта. Для игры нужно перевернуть поп-ит и положить в углубления на разных концах два небольших предмета. Используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево» воспитатель объясняет, как переместить первый предмет, чтобы довести его до второго. А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его.
Изучая звуки с детьми с помощью поп - ит, воспитатель предлагает выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
Для закрепления зрительного образа буквы можно предложить ребенку выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получилась буква. Эту же игру можно использовать и с цифрами.
Для определения слогов в слове детям можно предложить нажимать на пузырек на каждом слоге, тем самым определяя количество слогов в слове.
Развивающие игры с Pop tubes для детей дошкольного возраста.
Игры на изучение длины и геометрических фигур.
Цель: развитие мелкой моторики, пространственного мышления
Оборудование: трубочки Pop tubes (по количеству игроков)
Ход игры
Воспитатель показывает ребенку, как сделать из трубки круг, квадрат или треугольник, возвращает ее в исходное (стянутое) положение и предлагает ребенку самостоятельно согнуть Pop tubes в нужную форму. Постепенно задачу можно усложнить из нескольких трубок, соединенных между собой, можно выгнуть восьмерку, звезду, лесенку и даже какое-то животное. Также очень интересно собирать Pop tubes в цепь из нескольких колец.
Игра «Отгадай»
Цель. Развитие фантазии и творческого воображения.
Вариант 1. Дети сидят по кругу (для того, чтобы все друг друга хорошо видели). Ребенку дается трубочка. Дети по очереди придумывают и изображают то, во что они могут «превратить» этот предмет (могут по-одному, могут взаимодействовать в паре). Например, зеркало, дудочка, расческа и т.д.
Вариант 2. Одна подгруппа детей изображает, другие отгадывают и наоборот.
Еще один вариант использования Pop tubes – это игры с водой. С помощью детских трубочек можно создать мини-водопроводную систему и ставить с детьми эксперименты. Например, будет ли вода выливаться из трубки, если один конец расположить выше другого; или насколько напор воды зависит от длины и «извилистости» трубопровода.
Упражнения со сквишем для использования в работе с детьми.
1. «Соковыжималка»
Сжимаем и разжимаем сквиш поочередно правой и левой кистью
по 8-16 раз
2. «Раскатай колбаску»
Катаем сквиш вертикально между ладонями от основания ладони
до пальцев, горизонтально на ладони (правой и левой руки)
3. «Веселые паучки»
Пальцами одной руки прокатываем сквиш по вытянутой вперед
другой руке до плечевого сустава и обратно (стараемся не
уронить). Повторяем на одной и на другой руке. То же упражнение
можно выполнить, прокатывая сквиш по ногам.
4. «Покатился колобок»
Прокатываем сквиш пальцами одной руки от кисти до подбородка,
прижимаем сквиш подбородком к груди, далее пальцами другой
руки от подбородка до кисти. То же в обратную сторону.
Проект "Буккроссинг, как инновационная форма сотрудничества с родителями для возрождения традиции семейного чтения в старшей группе детского сада".
Проект на тему:
«Буккроссинг, как инновационная форма сотрудничества с родителями для возрождения традиции семейного чтения в старшей группе детского сада».
Автор проекта: воспитатель
первой квалификационной категории
Озерова Светлана Николаевна
Паспорт проекта
Тема: «Буккроссинг, как инновационная форма сотрудничества с родителями для возрождения традиции семейного чтения в старшей группе детского сада».
История «буккроссинга» весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американец Рон Хорнбэкер в одной из городских кафешек оставляет пару книг. Чтобы они не затерялись, Рон оставил в них надпись. В ней попросил, чтобы человек, нашедший книги, отметил их на специально созданном сайте. Так появился первый буккроссерский сайт и буккроссер.
Это движение весьма уникально, оно ломает все стереотипы, потому что никто в истории так не обращался с книгами. Надо же было додуматься до столь гениальной идеи – отправить книги путешествовать. Суть движения буккросинга проста и интересна. Человек оставляет в людном месте прочитанную книгу, которая попадает к новому читателю, затем таким же способом к следующему и так далее. Так книга и начинает свой путь по миру, а из детского сада книги путешествуют по домам и району.
3 слайд
Что такое буккроссинг? Это хаотичный обмен книгами. Его идея довольно проста- «Прочитал книгу сам -передай другому» Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот.
Участники проекта:
-дошкольники старшей группы компенсирующей направленност для детей с ТНР «Колосок»
-родители
-воспитатели
Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: зима 2023 г
Вид проекта: инновационный.
Проблема
На сегодняшний день, в век технического совершенства информации заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом взаимодействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожимать сегодня: низкий уровень речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Также страдает зрение, у многих развивается близорукость, и очень быстро. Все это является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья.
Актуальность
Актуальным является необходимость повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге. Ведь очень важно в нашем современном мире гаджетов и интернета - научить детей любить книги. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.
Каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой.
Именно поэтому я и решила организовать в своей группе буккроссинг.
Мной была поставлена цель буккроссинга в группе — распространить среди семей желание к чтению, повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению и традиции семейного чтения.
Задачи:
• познакомить с современным движением «Буккроссинг»
• повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
• активизировать работу по пропаганде и развитию традиции чтению в семье.
Предполагаемый результат:
- повышения интереса у детей и родителей к чтению;
- развитие любознательности и речевого общения;
- активное вовлечение родителей и детей в движение буккроссинг;
- возрождение традиции семейного чтения.
Содержание проекта
I этап. Подготовительный.
Выявление уровня знаний детей по проблеме.
Проведение ситуативных бесед с детьми: Для чего необходимо читать книги?, Как появилась книга, Правила обращения с книгой, Книга лучший друг и т.п.
Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по проблеме.
Опрос родителей: Роль книги в воспитании детей.
Анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.
2 этап. Реализация
Для реализации движения «Буккроссинг» в холле группы было оформлено читательское пространство так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Был установлен книжный стеллаж, и размещены правила пользования книгами. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинг» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал — отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках.
Обращение к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые они уже прочитали с детьми и готовы поделиться ими с другими.
Нумерация книг вместе с детьми, чтобы в дальнейшем было проще отслеживать движение книг. Оформление журнала движения книг.
Активное включение детей в движение. Обмениваясь таким способ книгам дети учатся бережно и с уважением относиться к чужим книгам и делиться с другими тем, что им самим дорого.
Благодаря буккроссингу дети также чаще стали уделять время книгам. В течение дня с удовольствием берут книги и подолгу рассматривают их.
3 этап. Заключительный.
Подведение итогов по реализации проекта, оформление презентации.
Дети, родители находят для себя интересные экземпляры, читают и обменивают книжки с удовольствием и интересом. Ведь книга –это добрый и мудрый советчик, друг и учитель. И все вместе мы занимаемся важнейшим делом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению.
А начитанный человек – это, прежде всего, грамотный человек!
Педагогический проект с детьми дошкольного возраста патриотическому воспитанию «Мы помним».
Педагогический проект с детьми дошкольного возраста
патриотическому воспитанию
«Мы помним».
Автор проекта: воспитатель
Озерова Светлана Николаевна
«…Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!»
Юрий Воронов,
участник блокады Ленинграда
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда были одной из самых важных задач современного общества. В нашем сегодняшнем мире оно стало наиболее актуальным. Под патриотическим воспитанием понимают формирование в детях любви к Родине и готовности ее защитить. Стать патриотом означает не только любовь и уважение к своей истории, но и служение стране и обществу. Дошкольный возраст является самым благодатным периодом для обретения священного ощущения любви к родине.
Любовь к Родине – это одно из сильнейших чувств, без которого человек не чувствует своих корней. А почувствует ли он привязанность к родному краю или отдалится от него, уже будет зависеть от того, какие обстоятельства будут в его жизни и воспитании. Таким образом, ребенку, уже в дошкольном возрасте важно ощутить ответственность за родные земли и их будущее.
Один из эффективнейших методов воспитания патриотизма дошкольников – это проектная деятельность, она позволяет создавать естественную обстановку общения и практическое взаимодействие детей со взрослыми. Создание проекта «Мы помним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к страницам истории своего государства, сохранения памяти предков, защитивших Родину от нацистов и завоевавших Победу в годы Великой Отечественной войны.
Вид проекта – познавательный, социально – значимый, творческий.
По степени участия: групповой, общесадовский
Сроки реализации проекта – краткосрочный (апрель-май 2023 г.).
Участники проекта: в реализации проекта участвуют дети всех возрастных групп, родители (законные представители), воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Сейчас наша страна переживает очередной непростой исторический период. Материальные ценности часто становятся важнее духовных. Дети дошкольного возраста, пока не имеют достаточных знаний о Великом подвиге нашей народа против фашизма. Таким образом, важно, чтобы сохранилась историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., грамотно сформировать у детей правильные представления о нашей Родине и вызвать интерес в дальнейшем ее изучении. Патриотическое чувство возникает лишь в результате долгосрочного целенаправленного, воспитательного воздействия на детей. Для того, чтобы повысить знания детей о войне, было решено создать проект «Мы помним».
Интеграция ОО:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта:
Расширение знаний детей в дошкольном возрасте о войне 1941–1944 гг., формирование патриотических чувств, гордости и уважения к нашему народу, который стоял за Родину. Создание условий для воспитания у дошкольников чувства гражданственности и патриотизма в соответствии с их возрастом.
Задачи:
Обогатить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, государственном празднике – День Победы.
Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Обогащать и развивать словарный запас детей, развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам; любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам.
Формы реализации проекта:
Знакомство с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Знакомство с песнями военных лет, заучивание стихотворений.
Просмотр видеороликов о защитниках Родины и войне.
Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
ООД художественно – эстетической направленности (рисование)
Изготовлений поздравительных открыток «С днем Победы!»
Консультации для родителей.
Участие в конкурсе семейного творчества.
Тематические беседы, рассматривание сюжетных картин по теме проекта.
Экскурсия в сквер В.Ф. Полякова к Вечному огню, к стелле «Город трудовой доблести».
Оформление стенда.
Продукты проекта:
Рисунки
Поздравительные открытки
Стенд «Дорога памяти»
Поделки для конкурса «Вечный огонь».
Музыкальный досуг «Была весна-весна победы».
Спортивный досуг «Разведчики на задании», «Мы – наследники Победы».
Содержание образовательных областей:
Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-
Коммуникативное развитие С/р игра «Летчики», «Моряки» Закрепление знаний о военных профессиях.
Расширение кругозора.
Работа с родителями: «Конкурс семейного Сформировать у дошкольников чувства
творчества «Рисуем с детьми Вечный огонь», патриотизма через работу с родителями.
оформление стенда «Дорога памяти».
Экскурсия в сквер В.Ф. Полякова для возложения Сформировать представления детей
цветов к Вечному огню. о дне Победы,о жизни и борьбе нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Познавательное развитие Беседа с детьми «Великая Отечественная война», Сформировать представления детей о
«Как отмечают 9 мая», «Кто такие ветераны?», дне Победы,о жизни и борьбе нашего
«Дети войны». народа в годы Великой Отечественной
Видеоролик «Рассказываем детям о Великой войны.
Отечественной войне»
Речевое развитие -Рассматривание сюжетных картин о ВОВ. Активизировать речь детей,способствовать
-Заучивание стихотворений военной тематики обогащению словаря, закреплять умение
- Чтение художественных произведений о войне. отвечать на вопросы. Развивать умение
поддерживать беседу.
Продолжать учить выразительно читать
стихотворения. Отрабатывать интонационную
выразительность речи.
Развивать интерес детей к художественной
литературе.
Познакомить детей с новыми произведениями
о войне. Способствовать формированию
эмоционального отношения к произведениям.
Художественно- эстетическое развитие Аппликация: Закреплять умения детей создавать изображения
«Праздничная открытка», из бумаги. Побуждать создавать предметные
«Гвоздика – символ Дня Победы» и сюжетные композиции, дополняя их деталями.
Рисование: Развивать умение создавать рисунок в
«Салют над городом» нетрадиционных техниках рисования.
«Салют Победы» Воспитывать патриотические чувства.
-Прослушивание аудиозаписи Приобщение детей к музыкальному искусству.
Д.Тухманов «День Победы» Развитие навыков пения, движений под музыку.
- Заучивание песни Формирование музыкальной культуры на основе
М.Исаковский «Катюша» знакомства с произведениями военных лет. Музыкальный досуг «Была весна-весна победы».
Физическое Эстафеты: «Передай снаряд», Развивать интерес к участию в спортивных играх.
развитие «Полоса препятствий», «Доставь секретное Развивать и совершенствовать двигательные
послание», «Переправа». навыки и умения детей. Воспитывать
самостоятельность и инициативность.
Учить действовать по сигналу.
Предполагаемые результаты:
Дети:
Осознанное отношение детей к Дню Победы, ветеранам и героям Великой Отечественной войны.
Формирование теплых внутрисемейных отношений, чувства гордости за семью, сопричастность к празднику Победы.
Проявление самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевых играх, рассматривании иллюстраций, участие в беседах, проявление творчества.
Воспитание уважения к защитникам отечества и ощущение гордости за свой народ.
Понимание значения мира на Земле и ценности человека.
Родители:
Привлечение родителей к педагогическому процессу образовательного учреждения, повышение интереса родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением.
Создание единой воспитательной и образовательной среды в ДОУ и семье для патриотического воспитания детей.
Педагоги:
Приобретение нового опыта, повышение профессионального уровня, личностного развития.
Ресурсное обеспечение: персональный компьютер, доступ к ресурсам сети Интернет, фото и видеокамера, мультимедийная установка, музыкальная колонка, книги, сюжетные картины, видеоролики, аудиозаписи о Великой Отечественной войне, портреты родных, участвовавших в ВОВ.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
Обсуждение целей и задач проекта.
Определение форм и методов работы.
Сбор сведений, методических материалов, дополнительных материалов; подбор дидактических материалов для реализации проекта.
Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
Информирование родителей о предстоящем проекте.
2 этап (основной). Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Тематические беседы: «Великая Отечественная война», «Как отмечают 9 мая», «Кто такие ветераны?», «Дети войны».
Чтение художественных произведений, стихов о войне, разучивание стихов.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, просмотр видеороликов о ВОВ.
Прослушивание песен военных лет. Заучивание песен «Катюша», «Победный вальс».
ООД художественно – эстетической направленности на тему: «День Победы», раскрашивание тематических раскрасок.
Экскурсия в сквер В.Ф. Полякова и возложение цветов к Вечному огню.
Изготовление открыток ко Дню Победы.
Изготовление поделок для конкурса семейного творчества «Рисуем с детьми Вечный огонь»
Сбор информации о родственниках воспитанников, которые участвовали в Великой Отечественной войне, для создания стенда «Дорога памяти».
3 этап (заключительный)
Оформление стенда «Дорога памяти»
Музыкальный досуг, посвящённый Дню Победы «Была весна - весна победы!»
Спортивный досуг «Разведчики на задании», «Мы – наследники Победы».
Основные мероприятия: (с 26 апреля по 5 мая)
26.04
Беседы с детьми:
«Великая Отечественная война»,
«Как отмечают 9 мая»
«Кто такие ветераны?»
«Дети войны».
Д/и «Кто защищает наши границы?»
27.04
Разучивание песни «Катюша»
Просмотр видеоролика
«Рассказываем детям о Великой Отечественной войне»
Д/и «Составь карту»
28.04
Прослушивание аудиозаписи Д.Тухманова «День Победы»
«Конкурс семейного творчества «Рисуем с детьми Вечный огонь».
П/и «Летчики"
02.05
Чтение художественных произведений о войне.
Рисование:
«Салют над городом»
«Салют Победы»
03.02
Аппликация:
«Праздничная открытка»,
«Гвоздика – символ Дня Победы»
Оформление стенда «Дорога памяти»
04.05
Спортивный досуг «Разведчики на задании»
Спортивный досуг «Мы – наследники Победы»
Музыкальный досуг «Была весна-весна победы!»
Экскурсия в сквер В.Ф. Полякова к Вечному огню.
Заключение
При знакомстве детей дошкольного возраста с историей военных лет, с памятными датами, героями, традициями родной страны развивается личность каждого ребенка.
Благодаря полученным знаниям дети будут знать историю своего государства, чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважать и оберегать ветеранов и старшее поколение. Если народ не передает из поколения в поколение самое ценное, то будущего у этого народа просто не будет.
Используемая методическая литература:
-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.
-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет на тему: «Моя семья и родственники».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет
на тему: «Моя семья и родственники».
Цель: сформировать знания детей о семье, членах семьи и родственниках.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к близким, желание заботиться о них; воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
Образовательные: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия.
Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.
Оборудование и материалы: картинки с изображением семьи и ее членов, микрофон, предметы: швабра, веник, коробка стирального порошка, терка, нож, картинки с циклом развития от младенца до старика, аудиозаписи песен про семью, русские народные куклы (семейство), картинки с изображением бритвы, машины, телефона, ремня, часов.
Предварительная работа: знакомство с названиями членов семьи; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», «Старшая сестра в подарок», «Семья», разучивание текстов игр – разминок, беседа с детьми о семье, игра «А ты мне кто?».
Программное содержание:
1. Организационный момент.
2. Беседа с детьми о семье.
3. Игра «Мамины помощники».
4. Отгадывание загадок.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Чтение стихотворений «На кого же он похож?», «Старшая сестра в подарок».
7. Дидактическая игра «А ты мне кто?»
8. Пословицы о семье.
9. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
В группе расставлены стулья полукругом как в телестудии, развешены картинки с изображением семьи и ее членов. Воспитатель заводит в группу детей.
Оргмомент
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, видите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Гости пришли посмотреть, как вы занимаетесь и послушать, что вы знаете о своей семье. Видите, ребята, у нас на доске висят картинки, давайте подойдем с вами поближе (воспитатель с детьми подходят к магнитной доске).
Воспитатель: Что же изображено на этих картинках?
Дети: Семья.
Воспитатель читает стихотворение Дарьи Тарадановой «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Давайте представим, что мы находимся не в нашей группе, а в телестудии. И нас пригласили на съемки детской передачи «Моя семья». Согласны вы быть ее участниками? (Ответы детей). Тогда занимайте свои места, а гости будут нашими зрителями (дети рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель: Приготовились? Начали (звучит музыка, воспитатель берет в руки микрофон). Добрый день, уважаемые зрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я ее, ведущая, Светлана Николаевна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята из д/с «Подснежник» из города Ступино. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях.
На магнитном мольберте развешены картинки с изображениями семьи и ее членов. Сверху картинки закрыты листами бумаги.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья, семейство, домашние.
Воспитатель: Правильно. У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге (воспитатель открывает картинку с изображением семьи).
Воспитатель: Ребята, а кто в семье самый маленький, кого все любят, балуют, о ком заботятся все члены семьи?
Дети: Ребенок (воспитатель открывает картинку с изображением ребенка)
Воспитатель: Конечно ребенок. А ведь дети это вы. Давайте представимся нашим гостям.
Дети по очереди встают, называют свое имя и фамилию.
Воспитатель: Ребята, а кто из членов семьи больше всех заботиться о вас, кто для вас самый дорогой человек?
Дети: Мама (воспитатель открывает картинку с изображением мамы).
Ребенок читает стихотворение о маме:
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
Воспитатель: Ребята, а какая у вас мамы? (ответы детей).
Воспитатель: А вы дома помогаете своей маме?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим. Мы поиграем с вами в игру, которая называется «Мамины помощники» (игра проводится под музыку). Я вам буду показывать предмет, а вы мне будете показывать, что этим предметом делает мама.
Детям по очереди показывают предметы: швабру, веник, стиральный порошок, терку, нож. Дети соответственно выполняют движения:
- моют полы, подметают пол, стирают белье, трут овощи на терке, чистят картошку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, вы настоящие помощники для своих мам. А кто же в семье самый большой, самый сильный? Кто выполняет в доме всю мужскую работу?
Дети: Папа.
Воспитатель: Правильно, это папа (открывается картинка с изображением папы). А для вас у меня есть папины загадки, попробуйте их отгадать.
Как оса она жужжит, Папин номер наберем,
Быстро по щекам кружит. Трубку к уху поднесем.
Утром со щетиной битва, С папой свяжет быстро он -
Потому серьезна …(бритва). Наш мобильный … (телефон).
Четырехколесный «зверь» У него большая пряжка,
В гараже у нас теперь. Ну, а сам он худ, бедняжка.
От колес клубиться пыль- Носит папа целый день
Едет наш … (автомобиль). Жесткий кожаный … (ремень).
Чтобы нам не опоздать,
Нужно точно время знать.
На руку не для красы
Надеваются … (часы).
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваша бабушки, дедушки, тети и дяди. А кто, ребята, самый добрый и заботливый человек в семье, кто вас балует и печет для вас пироги?
Дети: Бабушка (открывается картинка с изображением бабушки).
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру с нашими ладошками, в которой говорится о самом добром и заботливом человеке в нашей семье – бабушке. (Воспитатель читает стихотворение Н. Голля и Г. Григорьева и сопровождает его жестами и движениями).
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши).
А бабушки ладони
Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга).
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивают кулаками о ладони).
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживания).
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребятки, а кто же в семье самый старший, кого все слушаются, даже папа. Кто с вами всегда что-то мастерит и ходит с вами на прогулку?
Дети: Дедушка (открывается картинка с дедушкой).
Воспитатель: Правильно, дедушка. А дедушка всегда был старенький?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот и мы сейчас попробуем проследить, как дедушка, стал дедушкой (дети делятся на 2 команды, им предлагается выложить цепочку картинок от младенца до дедушки).
Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, давайте теперь присядем на стульчики и продолжим нашу передачу. Ребята, у мамы и папы кроме вас могут быть другие дети?
Дети: Да.
Воспитатель: А кем приходятся эти дети вам?
Дети: Братом, если это мальчик и сестрой, если это девочка (открываются картинки с изображением брата и сестры).
Один из детей читает стихотворение про брата.
«На кого же он похож?»
У нас сегодня праздник, довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: «На маму, очень славненький с лица».
Мама говорит: «На папу, вид смешливый у мальца».
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас не спорьте,
- Что вы душенька, на вас.
Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня.
Второй ребёнок читает шутливое стихотворение про сестренку.
«Старшая сестра в подарок».
Над горой подарков плачет наша именинница:
- Новый мячик плохо скачет, а шампунь не мылится!
Носом хлюпает плаксиво: - Эти бусы бьются!
Эта кукла некрасива – волосы не вьются!
Не хочу щенка в подарок и не надо кошки.
Не прошу альбом для марок и не жду сапожки.
Ни мычащую буренку, не гадюку страшную…
Подарите мне сестрёнку, только лучше старшую!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за интересные стихотворения. А теперь давайте с вами проведем одну интересную игру:
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч любому ребёнку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» Ребенок отвечает: «Дочка или сын». Кто ответил, становится ведущим бросает мяч другому ребёнку и задает вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
Поиграли, а теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу передачу.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, когда станете взрослым людьми. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Кто из вас знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим зрителям.
Несколько детей рассказывают пословицы о семье.
В семье дружат- живут не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе, так и душа не месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята, гостям в студии, думаю было интересно услышать новые пословицы и поговорки. Наша передача подходит к концу, и пришло время ответить на вопрос: «Что же такое семья?» Я знаю, что дети приготовили стихотворение, которое так и называется «Семья».
Несколько детей читают по строчке стихотворение.
1 реб: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
2 реб: Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3 реб: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
4 реб: Семья – это труд, друг о друге забота,
5 реб: Семья – это много домашней работы.
Все вместе:
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Продолжает воспитатель:
Всегда будьте рядом, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: А в заключении я хочу вам подарить вот эти сердечки, но подарить не проста так. Я хочу, чтобы вы сейчас сказали по одному сердечному слову о своей семье. А начнем мы так:
- Я люблю свою семью, потому что она … (каждый ребенок отвечает и получает сердечко).
На магнитной доске открывается картинка с изображением сердца.
Посмотрите, и на нашей доске появилась картинка с сердечком, ведь главное в каждой семье – это любовь. Я благодарю всех за участие в телепередаче «Моя семья». Спасибо, ребята, большое за участие, за ласковые слова. Также хочу сказать «Спасибо» гостям, за то, что пришли к нам сегодня, давайте, ребята, попрощаемся с ними.
Дети прощаются и выходят из группы